26.12.21
Cтатья «Дальневосточный российский пейзаж в творчестве Ивана Никитчика» была опубликована в последнем выпуске научно-практического журнала «Культура и наука Дальнего Востока»
Пейзажный жанр еще в древности стал одним из ведущих в искусстве стран дальневосточного ареала. В отечественной дальневосточной живописи, несмотря на её относительно недолгую историю, пейзажу также принадлежит одно из главных мест. В развитие многоликого пейзажного жанра «новые качественные характеристики привнесли приморские художники», обогатив его своими особыми чертами, где соединились самобытные открытия, самовыражение художника с его собственным взглядом на мир, и традиционные принципы. В их ряду заметное место принадлежит творчеству известного уссурийского художника Ивана Терентьевича Никитчика. Развивая традиции Уссурийской школы живописи — яркой и самобытной ветви Приморской живописной школы — он, соединив классическую школу реализма с собственным восприятием мира, создал свой отличительный стиль живописи, в котором большое значение отводится пейзажному плану, раскрывающему уникальное природное своеобразие российского Дальнего Востока.
Когда в далёком 1974 году Иван приехал во Владивосток для поступления в Дальневосточный институт искусств, он признаётся, что был потрясен колоритным и притягательным окружающим ландшафтом сопок, спускающихся к морским берегам: «Море завораживало меня с детства. Впервые я увидел его во Владивостоке и безнадёжно влюбился. Оказавшись в этом морском городе, на ступенях здания института Искусств, я понял, что здесь — моя судьба». И действительно, судьба художника была предопределена…
Полный текст: Гутарёва, Ю. И. Дальневосточный российский пейзаж в творчестве Ивана Никитчика / Ю. И. Гутарёва // Культура и наука Дальнего Востока: научн.-практ. журнал. — 2021. — № 2 (31). — С. 99–108.
И. Т. Никитчик. «Два капитана». Холст, масло. 110х130 см. 1984 год