О нас
Ольга и Иван Никитчик - удивительный творческий союз: плодотворный и многогранный, он длится не одно десятилетие. За годы, прошедшие после окончания Дальневосточного института искусств, сформировались интересы и любимые темы художников, сложился творческий почерк.
Живопись Ивана - реалистический пейзаж, в котором находит отражение и континентальное Приморье, и побережье. Художник пишет Уссурийск и его окрестности давно ставшие родными. Разные уголки города, дачные места пол Уссурийском. стожки на поле, церковь - сюжеты складываются в лирическую картину, рождающую ощущение светлого дня, гармонии. Настроению соответствуют колористический строй и манера автора: отсутствие резких контрастов, импрессионистский мазок характеризуют видение художником этих мест.
Иван много работает на пленэре, хорошо знает натуру, порой даже участвует в ее создании. Комментируя одну из своих работ «Дача Кима Коваля», он рассказывает о том, как вместе с тестем, известным приморским художником Кимом Ковалем, садил здесь березы, копал пруд, строил беседку. Но зная детали, художник избегает буквального следования натуре. Он поэтизирует привычную провинциальную среду, создавая обобщенный образ местности.
Побережье дает художнику другие впечатления. Часть времени Иван Ни-китчик работает в Андреевке, где вместе с Ольгой Никитчик они несколько лет назад открыли галерею «Арт-берег». В морских пейзажах Ивана, свободных по композиции, сдержанных по цвету, есть нечто эпическое, навеянное океаном. Эти масштабность и ощущение моря, как стихии, а не пляжного местечка, сформировались в ранние годы творчества: Иван был участником Шикотан-ской группы.
Творчество Ольги Никитчик - другая стихия. Декоративные полотна, экспрессивные по цвету, насыщенные образами, от которых исходит энергия жизни, неожиданно оказываются очень женскими, притягательными, с вдруг открывающейся беззащитностью. Выросшая в семье художника Кима Коваля, одного из основателей уссурийской школы, Ольга пришла в искусство довольно рано, участвуя в серьезных выставках практически с институтской скамьи.
Ее ранние работы говорят о художнике серьезном, требовательном, в чем-то даже жестким к себе, поскольку неизбежно возникала ситуация сравнения с творчеством отца. «Рыбачка Шикотана», морские натюрморты, «Камчатский этюд», написанные в 1990-х говорят, говорят об Ольге Никитчик, как о художнике, рано состоявшемся и соответствующем духу времени.
Однако поиск себя, своей собственной манеры происходил уже тогда. В следующий период творчества зрителю открылся другой художник, который ищет себя в разных жанрах и сюжетах. Ей оказывается очень близкой женская тема. Ольга признается: «Это больше всего меня волнует, ведь женщина самой природой поставлена в более сложные условия. Она редко бывает свободна от житейских обстоятельств. А ведь именно женщина чувствует тоньше, видит детальнее, кому как не ей свойственно созидательное начало?» Героини Ольги вписаны в некий фантазийный контекст: это может быть сказочный зимний лес, морской берег, мокрый от дождя сад. Женские образы открывают особый мир, эмоциональный и загадочный мир женской души. Работы Ольги этого времени выразительны по цвету, интересны по композиционному ритму и идее, отражающей стремление автора к свободному выражению творческой натуры.
Следует отметить, что натура эта проявляется не только в художественном, но и в организационном качестве. Ольга Никитчик - неутомимый энтузиаст: организатор и руководитель международной творческой группы «Цветы мира», объединившей женщин-художниц стран АТР, инициатор создания группы уссурийских художников «Круг», организатор международных выставок в странах АТР, США, Австралии. Эта неутомимость позволяет пополнять и творческую копилку: в результате поездок и контактов с художниками разных направлений и традиций рождаются новые сюжеты и выставки.
Творчество Ольги и Ивана Никитчик не только продолжение традиций дальневосточного искусства, сложившихся во второй половине XX века, но и одна из интересных страниц современной художественной жизни, в которой отчетливо звучит голос каждого автора.
Ольга ЗОТОВА, кандидат искусствоведения,
доцент кафедры массовых коммуникаций Школы гуманитарных наук ДВФУ